Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца — сердечно-лёгочная реанимация (СЛР).
Когда нужно проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?
Как правильно проводить сердечно легочную реанимацию?
При остановке кровообращения и дыхания потеря сознания наступает через 10 секунд. Кровь перестает циркулировать по телу и снабжать клетки и мозг кислородом. В условиях кислородного голодания клетки гибнут. Однако гибель их наступает не сразу. и в условиях обычной температуры окружающей среды и тела у вас есть не более 5 минут.
Сердечно-легочная реанимация (CЛР) — простым языком — это действия, не дающие человеку необратимо умереть.
Последовательность действий при оказании первой помощи
Убедиться в собственной безопасности. Прежде чем приближаться к бездыханному телу и начинать геройствовать, нужно убедиться, что на пострадавшего уже не действует ничего травмирующего (электрический ток, тяжёлые предметы и т.п.). Если пострадавший в воде, то его нужно доставать при наличии у вас 100% уверенности и соответствующих навыков. Не стоит увеличивать число пострадавших за свой счёт! Пострадавший должен лежать на спине, желательно на твердой и ровной поверхности. Тратить время на перенос не стоит.
Оценка состояния пострадавшего. Визуально оцениваем позу в которой находится человек. Громко окликаем или задаём простой вопрос, на который хотим получить односложный ответ. Трясём пострадавшего за плечо и оцениваем наличие дыхания, пульса и их особенности (об этом чуть позже). Если в ответ на наши вопросы, оклики и действия нет реакции получаем ответа, а так же нет видимых движений грудной клетки и пульса, вызываем скорую помощь. Универсальный номер 112.
Оценка необходимости реанимационных действий.
- Оценка дыхания. Не только полное отсутствие дыхательных движений, но и его атипичность (любые ненормальные вдохи и выдохи: судорожные, с паузами, по типу качелей, шумные или свистящие), даёт нам право начинать СЛР без промедлений.
- Проверка пульса у взрослых осуществляется на сонных артериях (на шее), у детей (до 2 лет) на плечевой артерии, но без должных навыков тратить время на поиск пульса не стоит. В любом случае, на этот этап даётся не более 10 сек, после чего стоит приступать к самим мероприятиям СЛР.
Важно понимать — каждая секунда промедления чревата гибелью сотен нейронов головного мозга.
Непрямой массаж сердца. Определяем грудину, условно делим ее на три поперечные части и ставим ладонь не доминирующей руки на пересечение средней и нижней частей грудины. Сверху ставим ладонь доминирующей руки и скрепляем их в замок. Давим всем корпусом, не сгибая руки в локтях. Делаем 30 нажатий (глубиной 5-6см) и прерываемся на искусственные вдохи. За минуту нужно сделать 100-120 нажатий для всех возрастов. Обязательно нужно давать грудной клетке расправляться в исходное положение.
Искусственное дыхание. Чтобы выполнить вдохи, нужно разогнуть шею, открыть рот и выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и вверх. В таком замысловатом положении нужно сделать 2 глубоких вдоха методом «рот в рот». Рекомендуется защитить себя, надев медицинскую маску или хотя бы приложив носовой платок в качестве барьера и вдувать воздух пострадавшему через них. Во время вдохов нудно следить, чтобы грудная клетка пострадавшего поднималась, как при самостоятельных вдохах.
Повторяем цикл «30 нажатий — 2 вдоха» до тех пор, пока не прибудет помощь или пострадавший не придёт в сознание.
Пока вы делаете сердечно-лёгочная реанимацию — мозг человека живёт.
Если СЛР делают двое, то один занимается нажатиями, громко отсчитывая их количество, а второй принимается за дыхание, делая по 2 вдоха на каждые 30 компрессий. Смена ролей происходит через 5 циклов 30:2, если у спасающих хватает сил (если нет — раньше).
Есть отличие для СЛР для детей. Начало такое же как и у взрослых, но отличается взаимоотношение нажатий ко вдохам (30:2, если один человек; 15:2, если вдвоём).
У детей до 2 лет при выполнении вдохов голову не разгибаем, из-за выступающего затылка. При выполнении искусственных вдохов у малышей, дыхание рот-в-рот/нос. Перед компрессиями, у детей рекомендуется сделать 5 спасительных вдохов, а потом приступаем к 30:2.
Зачем 5 спасительных вдохов? Потому что у детей самые частые причины остановки сердечной деятельности — внесердечные, как правило, дыхательные и связаны с гипоксией.
Определить реакцию зрачков на свет, приподнимая верхнее веко глаз. Зрачки на свету сужаются — мозг пострадавшего жив.
Советую посмотреть дополнительно видеоролики в интернете.
Отличным вариантом будет потренироваться на манекене.
Очень надеюсь, что полученные знания вам не предстоит использовать на практике.