Моторное масло, присадки — миниликбез.

 

Из чего делается масло.

Классификация автомобильных масел SAE, API. Что означают буквы и цифры на канистре.

Советы по выбору масла для авто- мото- двигателя.

 

 

Из чего же из чего же, сделаны наши девчонки???

 

Из чего делается моторное масло.

 

Любое моторное масло это 75-95% базовое масло и 5-25% присадки.

 

Базовое масло бывает разных групп:

1 Прямой перегонки ( дешёвый продукт прямой перегонки нефти, минеральное масло, основа для подделок)

2 Лёгкий гидрокрекинг («очищенное» минеральное масло, стабильная вязкость)

3 Жёсткий гидрокрекинг (более стабильная вязкость при низких температурах)

4 Полиальфаолефины (ПАО — синтезируются из газа или бензина (честная синтетика), очень стабильная вязкость в широком диапазоне температур (применяют во всесезонных маслах, плохие моющие и смазывающие свойства).

5 Эстеры (сложные эфиры) (из рабсового или кокосового масла, стойкость масляной плёнки, дорогое, быстро теряет характеристики).

 

Присадки в масло

Присадки в масло производят 4 компании (Chevron, Afton chemical, Lubrizol, Infineum).

Основные типы присадок:

— противоизносная, противозадирная — добавление соединений цинка

— противопенная — силикон (кремний)

— модификатор трения — молибден

— моющая — щёлочь

 

 

Что делаем со всеми этими знаниями?

Если вы покупатель масла в СНГ и странах ближнего зарубежья, то там вероятнее всего такое:

минералка — смесь 1 и 2 группы

полусинтетика, синтетика — смесь 2 и 3 группы

100% синтетика  — масло 3 группы

Если в масло добавлены 4 и 5 группы, то об этом, как правило, есть надпись на канистре.

Выбирая продавца помним, что контрафакта на рынке до 50%. Считаем деньги и смотрим рекомендации производителя двигателя.

 

 

Классификации по SAE и API.

Давайте проясним, для чего эти буквочки на канистрах, и какие нам нужны.

SAE (Society of Automotive Engineers) — показывает вязкостно-температурные свойства масла.

SAE 10w40 расшифровка

10 — это показатель низкотемпературной вязкости, при какой температуре масло оно не теряет свои свойства по вязкости. В нашем случае до -25-20 град. С.

W (winter) означает, что это масло пригодно для зимнего использования. Если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть без W, например SAE 30.

40 — это показатель высокотемпературной вязкости, при какой температуре масло оно не теряет свои свойства по вязкости. В нашем случае при жаре до +35-40 град. С.

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое.

 

Подробнее про значения цифр

0W- до -35-30 град. С

5W- до -30-25 град. С

10W- до -25-20 град. С

15W- до -20-15 град. С

20W- до -15-10 град. С

 

30  при жаре до +20-25 град. С

40  при жаре до +35-40 град. С

50 при жаре до +45-50 град. С

60 при жаре до +50 град. С и выше

 

 

API (American Petroleum Institute) — область применения масла.

 

SJ/CF расшифровка

первая обозначает тип двигателя: S (service) — бензиновый мотор, C (commercial) — дизельный.

вторая буква конкретизирует условия применения масла:

SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства

CF — автомобили с 1990 г., с турбиной

Обозначения API для бензиновых моторов

SC — автомобили, разработки до 1964 годов
SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации

SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

SN, SP и т.д.

 

Обозначения API для дизельных моторов

CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

 

Здесь, при прочих равных лучше выбрать масло с большей буквой.

Обычно это SG, SH, SJ, SL, SM.

 

Для мотоциклистов — классификация по JASO.

При работе дисков сцепления в маслянной ванне, иногда обращают внимание на  результаты тестирования на соответствие стандарту JASO (Japanese Automotive Standards Organization).

 

 

 

4-тактные двигатели мотоциклов

  • MB – масла отличающиеся малым коэффициентом трения. Не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.
  • MA-1 – среднее в данной классификации по коэффициенту трения масло. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением и малой нагрузкой.
  • MA-2 – масло с самым высоким коэффициентом трения. Идеально для спортивных мотоциклов и больших нагрузок.

 

2-тактные двигатели мотоциклов
  • JASO FA: масла, отвечающие базовым требованиям JASO по смазывающей способности, моющей способности, способности передавать крутящий момент в «мокром» многодисковом сцеплении, дымности выхлопа и нагарообразованию в выпускной системе.
  • JASO FB: масла, отвечающие повышенным требованиям по смазывающей способности, моющей способности, дымности выхлопа и нагарообразованию в выпускной системе.
  • JASO FC: смазывающая способность и способности передавать крутящий момент те же, что и у масел категории FB, но намного более жёсткие требования к моющей способности, дымности выхлопа и нагарообразованию в выпускной системе.
  • JASO FD: аналогично FC, но с намного более высокими требованиями к моющей способности.

Кстати, если нет этих букв (JASO) — значит масло не тестировалось на соответствие стандарту JASO. Но это не значит, что не стоит его применять для мотоцикла.

 

Советы по выбору масла для авто- мото- двигателя.

 

  1. Со временем вязкость масла падает, поэтому лучше чаще менять масло.
  2. Читаем мануал к двигателю и выбираем то что рекомендует производитель.
  3. Стараемся не лить контрафактного (откровенно поддельного масла).

 

PS. Присадки помогут — если нужно продать мотор. В противном случае, прежде чем лить присадку в масло — просто поменяйте масло. ИМХО.

PPS. Масла нельзя смешивать? Можно. Для перестраховщиков : смешиваем масла, нагреваем до 150 градусов и смотрим, не свернулись ли и т.п. Если всё хорошо, то можно мешать.

 

Прошу писать в комментарии, если где ошибся.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *